Договор о сотрудничестве (партнерстве)
Программа повышения качества образования
Приказ об утверждении программы повышения качества образования и локальных актов
Приказ о продлении действия Программы ПК
Аналитическая записка по реализации мероприятий по повышению качества образования
Описание опыта участия МБОУ «Зыковская СОШ» в проекте «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»
Уважаемые коллеги, хотели бы Вы получить письмо начинающееся словами: «Ваша образовательная организация вошла в список школ с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Предлагаем Вам принять участие в конкурсе на участие проекте: «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»».
Конечно, возникла масса вопросов: «Почему наша школа? Какие именно результаты учитывались, и за какой период времени? Как донести информацию до коллектива? Будем ли мы принимать участие в конкурсе?».
Решив, что участвовать в конкурсе не будем, убрали письмо подальше.
«А может все-таки надо?…» — сомнения одолевали. «Надо!», собрали необходимые документы, отвезли в конкурсную комиссию, получили ответ: «Вы и еще 24 школы в проекте».
Началась работа: семинары, знакомство с интересными практиками других школ, вебинары от ведущих специалистов ККИПК, СФУ, общение с коллегами, работающими в таких же социальных условиях, тьюторами, помогающими посмотреть на свою образовательную организацию со стороны, увидеть проблемы, определить ресурсы, наметить траекторию развития.
В процессе образовательного аудита были определены ресурсные и проблемные зоны в жизни школы, проанализирована карта оценки состояния образовательной системы. Таким образом, были выявлены факторы и причины, которые необходимо учитывать при переходе школы в эффективный режим развития:
- Контингент(Высокий процент (18,3%) педагогически запущенных детей, детей из неполных и неблагополучных семей).
Наличие отрицательной динамики качественных результатов образования с 7-8 класса. Относительно низкий средний по школе балл сдачи ОГЭ (по отдельным предметам) по отношению к среднему муниципальному и региональному показателям.
- Кадровый ресурс —слабое развитие практики обмена опытом между педагогами. Необходимы изменения в организации учебного процесса (применение новых образовательных технологий и новых форм оценивания учебных результатов). Высокий процент молодых педагогов (18%), которым необходима методическая помощь, профессиональная поддержка коллег.
- Управление. Слабая система внутришкольного мониторинга.
- Работа с общественностью, информационная открытость. Низкая информированность, низкая активность родительской общественности в образовательном процессе. Объективные трудности в реализации идеи социального партнерства, связанные с временными и трудовыми затратами, направленными на выполнение нормативных требований.
- Воспитательная работа. Недостаточно функционируют органы ученического самоуправления, спад ученической активности к 9-11 классу. Нет дополнительного информационного пространства для реализации социальной значимости подрастающего поколения в жизни поселка.
Определили ключевую идею программы «Повышения качества образования в МБОУ «Зыковская СОШ»» – повышение качества образования, через оптимизацию системы профессионального и личностного роста педагогических работников школы, гражданско-патриотическое воспитание школьников, обеспечение информационной открытости образовательного пространства Школы в целях привлечения партнеров социума.
Реализация Программы организована как разработка, реализация проектов, которые будут запущены в 2017-2018 году и рассчитаны на реализацию в течение 3 лет, каждый проект решает конкретные задачи по повышению качества образования.
Проекты: «Школа молодого педагога» и «Школа передового опыта» направлены на повышение качества образования, через оптимизацию системы профессионального и личностного роста педагогических работников школы. Это наставническая деятельность, проведение психологических тренингов для учителей, работа творческих групп педагогов работающих по освоению педагогических технологий (формирующее оценивание, проектная деятельность, проблемное обучение, работа с детьми ОВЗ). А так же профессиональное развитие педагогов школы через участие в региональных и районных сетевых сообществах, работа в творческих группах, осуществление тьюторского обучения на тематических семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов, осуществление подготовки и участия в конкурсах педагогического мастерства различного уровня, обучение в «Педагогической интернатуре развития» (молодые специалисты), трансляция полученного опыта, изучение и применение технологии Lesson Study, работа с ИОП.
Проект «Школьный информационный центр» — создание активно работающей информационной среды через издание странички «О школьной жизни» в сельской газете и съемку программы «Школьные новости» с последующей трансляцией по местному каналу, а так же в сети интернет, оперативно и достоверно освещающих события и факты школьной жизни.
В проект включены организация и проведение конкурсов гражданско-патриотического воспитания: конкурс «Россия! Молодость! Мечта!», «Праздничное шествие посвященное Дню Победы», участие в социальных акциях, спортивные мероприятия, творческие и интеллектуальные конкурсы, с последующей публикацией в поселковой газете, создание фильма о ветеранах, сборника творческих работ посвященных малой родине.
Данный проект направлен на повышение уровня ученической активности, гражданско-патриотическое воспитание школьников, повышение уровня родительской активности, реализацию механизмов взаимодействия Школы и партнеров социума, распространение эффективного опыта работы школы.
Творческой группой педагогов разработаны дорожные карты по реализации данных проектов, определены индикаторы оценки и формы предъявления ожидаемых результатов.
Что удалось сделать в школе с момента внедрения программы по повышению качества образования?
- На данный момент в части изменений в административной деятельности школы разработаны Положения о наставничестве, о школе молодого педагога. На основе выявленных в совместной деятельности педагогических ресурсов и проблем определены целевые установки для педагогов-наставников и молодых специалистов, идет целенаправленная работа по разработке ИОП педагога, внесены изменения в Планы внутришкольного контроля и методической работы школы, в Положение о стимулирующих выплатах.
- Работа с педагогами.
Организована наставническая работа с молодыми специалистами, молодые педагоги и наставники активно посещают и анализируют уроки друг друга, совместно разрабатывают и дают открытые уроки.
Наши молодые специалисты активно участвуют в работе районного объединения «Молодых педагогов», 3 педагога проходят обучение в краевой Педагогической интернатуре развития, с удовольствием принимают участие в Молодежных профессиональных педагогических играх (МППИ), Тренингах личностных ресурсов.
Начинающие педагоги не только повышают свое мастерство через систему самообразования, работу в творческих группах, но и охотно сами делятся своим педагогическим опытом. Проведены мастер-классы для молодых педагогов на уровне школы их же коллегами молодыми специалистами по темам: «Формирование регулятивных УУД», «Читательская грамотность и способы ее формирования». Эти же мастер-классы были представлены на муниципальном уровне на Августовском педагогическом совете, методическом объединении учителей начальных классов и получили высокую оценку экспертов. Представлены на муниципальный конкурс видео уроков занятия молодых учителей.
В рамках реализации проекта «Школа передового опыта» организована работа 4 творческих групп по следующим направлениям: проектная деятельность, проблемное обучение, обучение детей ФГОС ОВЗ и формирующее оценивание. В каждой группе определен руководитель группы, составлен план работы. Проведены мастер-классы для педагогов по темам: «Технология проблемного обучения на уроках истории», «Проектная деятельность в школе», «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся», «Разработка АООП школы».
Педагогом-психологом школы на районном методическом объединении педагогов инклюзивного образования представлена презентация опыта работы «Концепция инклюзивного образования».
- Работа с учениками.
Во Всероссийской предметной олимпиаде школьников на школьном уровне приняли участие -70% обучающихся. Победители и призеры -15%.
Сформированы творческие группы для работы «Школьного информационного центра» (охват 15% -100 человек), разработаны тематические планы редакций.
В школе созданы условия для развития творческих способностей обучающихся. Проведены уже ставшие традиционными школьные мероприятия: «Минута славы», фестиваль народного творчества «На завалинке», День самоуправления приуроченный ко дню учителя, социальные акции: «Помоги пойти учиться», «Жизнь прекрасна». Обучающиеся школы приняли участие в муниципальном конкурсе чтецов «Мы в ответе за тех, кого приучили» (14 человек)
Одним из самых ярких и интересных направлений проекта «Школьные новости» является участие ребят в съемках короткометражных фильмов «Ералашики». Где ученики сами выступают в роли сценаристов, артистов и режиссеров. На данный момент снимается шестой выпуск киноистории. «Ералашики» транслируются на школьных праздниках, по кабельному телевидению поселка. Жители села, учителя и ученики школы с нетерпением ждут выхода очередного выпуска.
Конечно, не все идет легко, нехватка времени, дефицит кадров, трудности в материально-техническом обеспечении, стесненность условий и нехватка площадей (школа работает в 2 смены), но мы уверены, что планируемые результаты будут достигнуты, а если это случится, то наша команда работала не зря. Ведь это:
— обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся;
— рост квалификации педагогов;
— увеличение численности обучающихся, охваченных системой внутришкольного и внешкольного дополнительного образования;
— рост учебных и внеучебных достижений обучающихся;
— привлечение общественности к работе школы, повышение рейтинга ОУ;
— организовано сетевое взаимодействия межу учреждениями села;
— создание условий для гражданско-патриотического воспитания, формирования социально адаптированной личности.
Поэтому, если Ваша школа получит письмо начинающееся словами: «Ваша образовательная организация вошла в список школ с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Предлагаем Вам принять участие в конкурсе…». Не убирайте его в «долгий ящик», а формируйте пакет документов. Удачи!